Обратная связь

Свет и тепло каждому дому

Свет и тепло каждому дому

Свет и тепло каждому дому

30 июня 2008

В администрации г.Рязани прошел «круглый стол» на тему: «Стратегия 2020. Проблемы и перспективы развития системы управления муниципальным теплосетевым хозяйством города Рязани»

Планомерное развитие подразумевает разумное решение проблем. Но некоторые ситуации иначе как тупиковыми назвать трудно. Одна из самых наболевших проблем Рязани — долги МУП «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» перед поставщиками тепла и вызванное ими сложнейшее положение теплоснабжающей системы города.

Данная проблема стала предметом обсуждения на круглом столе «Стратегия 2020. Проблемы и перспективы развития системы управления муниципальным теплосетевым хозяйством Рязани», который прошёл 24 июня в малом зале горадминистрации. Мероприятие было подготовлено управлением экономического развития администрации Рязани совместно с фондом «Институт экономики города» в рамках разработки стратегии развития областного центра на долгосрочный период.

На обсуждение были приглашены представители различных структур, которые так или иначе являются участниками процесса теплоснабжения города. Перед собравшимися была поставлена цель не только рассмотреть сложившуюся ситуацию с теплоснабжением, но и сформулировать выводы, которые найдут своё отражение в стратегии развития Рязани.

Ещё раз было обозначено, что на сегодняшний день кредиторская задолженность МУП «РМПТС» составляет 905,7 миллиона рублей, в том числе перед поставщиками энергоресурсов — 743 миллиона рублей.

Выступающими были предложены возможные пути решения проблемы, среди которых как наиболее выгодная рекомендовалась концессия муниципальных сетей на конкурсной основе. Руководитель проекта в части городского хозяйства фонда «Институт экономики города» Игорь Колесников отметил, что концессионное соглашение подразумевает реконструкцию и модернизацию теплосетевого комплекса, а также даёт возможность привлечения средств концессионера при регулировании тарифов. Кроме того, соглашение учитывает интересы хозяйствующего субъекта, с которого, например, может не взиматься арендная плата.

Однако такое предложение самими поставщиками тепла было встречено без энтузиазма. Директор филиала ОАО ТГК-4 Виктор Турбин заявил, что на реконструкцию сетей понадобится порядка 50 миллионов рублей. «Сегодня мы видим только один выход — резко увеличить тарифы, вывести их на уровень мировых. Тогда будет прибыль у РМПТС и появится возможность реконструкции. А всё остальное — это пустой разговор, который ни к чему не приведёт», — отметил Виктор Степанович.

Директор Рязанского филиала ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» Сергей Рычагов обратил внимание на то, что Ново-Рязанской ТЭЦ в собственность сами тепловые сети не нужны:

- Нам нужна гарантия понятного, стабильного потребления, прозрачная схема долгосрочных взаимоотношений с потребителями и регулярная оплата. Те механизмы, которые предлагаются нам, — концессия, аренда — возможны, но требуют серьезной проработки и огромных инвестиций.
Характеризуя сложившуюся ситуацию, Сергей Рычагов подчеркнул, что данное положение вещей стало реальной угрозой энергобезопасности города. Ново-Рязанская ТЭЦ, которая для выполнения своих обязанностей должна модернизировать собственную технологическую базу, сегодня не имеет возможности кредитоваться из-за задолженности муниципальных тепловых сетей.

- К сожалению, в настоящее время я не вижу реальных шагов по исправлению ситуации. Каждый год у нас повторяется одна и та же история. Количество совещаний на эту тему превзошло все возможные пределы, а результата до сих пор нет. По моему мнению, совершенно справедливы слова о том, что для решения этой проблемы нужна политическая воля, поскольку механизмы и возможности есть и у государства, и у всех участников этого процесса. Это гораздо проще сделать сегодня, чем было в 2003 году, когда образовались задолженности, переходящие из года в год. Но перекладывание проблем муниципального предприятия на плечи энергоснабжающих организаций — Ново-Рязанской ТЭЦ и Дягилевской ТЭЦ — не приведёт к ликвидации проблемы, а может её только усугубить, поскольку технологический комплекс тепловой электростанции — это несколько иной механизм, чем муниципальные распределительные сети.

Сергей Сергеевич отметил, что если речь идёт о стратегии развития, то необходимо подходить к решению комплексно. В настоящий момент в тарифах не заложена инвестиционная составляющая, что не даёт возможности развиваться ни сетям, ни генерации. «Неважно, увеличат сначала тарифы, а потом перейдут к концессии тепловых сетей или наоборот. Пока в городе не будет создан единый центр ответственности за конечный результат и это не будет увязано с инвестиционными программами и тарифами, мы проблему не решим. Мы каждый год будем «с нервами» входить в отопительный сезон», — отметил он.

Директор Рязанского филиала Ново-Рязанской ТЭЦ озвучил предложения, которые, с его точки зрения, могут несколько исправить ситуацию:

«На сегодняшний день у нас есть пять основных субъектов этого процесса: генерирующие компании, тепловые сети, городская власть, потребители и застройщики. Каждый из них пытается решить свои личные проблемы, при этом наименьшее внимание уделяется потребителям, у которых есть справедливые претензии к качеству теплоснабжения. Ново-Рязанская ТЭЦ является, наверное, единственным участником этого процесса, который на 100% выполняет свои договорные обязательства и требования к качеству тепловой энергии. Однако вся дальнейшая цепочка разрегулирована и по разным причинам этих требований не выдерживает. В результате не во всех районах города потребители получают качественные услуги. Как ни прискорбно, в первую очередь это касается централизованного горячего водоснабжения и теплоснабжения. Перерывы в подаче горячей воды в районах города просто колоссальны, растянуты на период всего лета, некоторые районы по несколько месяцев не получают горячей воды, и это ненормально. Потребители не могут понять, за что они платят. При этом, по мнению С.Рычагова, у всех участников процесса централизованного теплоснабжения есть технические и организационные возможности сокращения летних отключений горячей воды. Однако сегодня, застройщики и покупатели нового жилья нередко переходят на автономные источники теплоснабжения. Я не выступаю против автономных источников теплоснабжения как таковых, но с точки зрения экономики они в конечном счёте вызывают дополнительные расходы для самих же потребителей и бюджета, создают дополнительные проблемы с экологией в городе, а не улучшают ситуацию».

Сергей Рычагов привёл следующий пример: застройщики при возведении новых домов и целых кварталов из-за отсутствия перспективной схемы водо-, электро- и теплоснабжения вынуждены решать проблему обеспечения домов коммунальными инженерными системами самостоятельно. Если у муниципальных тепловых сетей нет заинтересованности в развитии теплоснабжения, то производители котельного оборудования с удовольствием продадут строительной компании всё необходимое для обеспечения дома автономным отоплением. В результате в новом доме строится котельная, несмотря на то, что подключиться к сетям централизованного теплоснабжения было бы дешевле, тем более что необходимый резерв для увеличения нагрузки есть и у Ново-Рязанской ТЭЦ, и у Дягилевской ТЭЦ.

Во-первых, такое положение дел вызывает повышение тарифов на тепло у другой части населения, которая подключена к централизованным сетям. Во-вторых, покупатели квартир в новых домах как правило оплачивают стоимость котельной, которая включается в цену квартиры. Кроме того, при установке автономных источников отопления никто не предупреждает жильцов о том, что срок службы котельной — 7-8 лет. Уже сегодня ряд котельных, которые строились в 1999–2000 годах, начинают выходить из строя. Естественно, жильцы не могут найти необходимых средств на реконструкцию, и в результате котельные передают на баланс МУП «РМПТС», которое должно изыскивать средства на их ремонт.

«Именно для того, чтобы предотвратить появление таких ситуаций, необходим комплексный подход в осуществлении стратегии развития, — пояснил С.Рычагов. — Она должна быть увязана с планом экономического развития, планом застройки Рязани и опираться на технико-экономическом обосновании, которое будет учитывать интересы и застройщиков, и города, и потребителей тепла. Нельзя принимать непродуманных решений, потому что в долгосрочной перспективе они приводят к тому, что потребители коммунальных услуг платят непомерные деньги, рассчитываясь за чью-то неэффективность. Если управление теплоснабжающим комплексом останется таким же, как и сейчас, когда каждый решает свои собственные проблемы, то выход из сложившейся ситуации найден так и не будет. Сегодня мы постоянно обсуждаем одни и те же вопросы, практически консервируя неэффективность существующей системы. И более того, предпринимаем шаги, которые делают её ещё более неэффективной».

Сергей Сергеевич особо обратил внимание на то, что выбор системы теплоснабжения должен осуществляться только на основании технико-экономического обоснования, и сделан он должен быть не для одного конкретного дома, а комплексно, то есть в отношении района, квартала города. Предпочтительность центрального теплоснабжения отметил и начальник управления энерговодоснабжения администрации Рязани Вячеслав Степанушкин:

— Безусловно, мы прекрасно понимаем, что централизованное теплоснабжение гораздо дешевле и экологичнее. Остальные случаи должны рассматривать как исключительные. В. Степанушкин заявил, что на основании недавно появившегося генерального плана развития Рязани стало возможным разработать и концепцию перспективного развития системы теплоснабжения областного центра.
Антонина Веселкова, газета «Совет директоров» №26 от 30 июня 2008 г.

Обратная связь
Политикой защиты и обработки персональных данных ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» .