Интервью директора Рязанского филиала ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» Рычагова С.С. «Централизованное теплоснабжение: больше «за», чем «против» с комментариями экспертов
Централизованное теплоснабжение: больше «за», чем «против»
Раздел «Теплоснабжение» генерального плана развития Рязани определяют стратегические пути и принципы по совершенствованию системы энергоснабжения города. Главная цель – чтобы тепло и горячая вода были более доступной и стабильной услугой для населения города. Для более полного понимания идей, заложенных в этом разделе генерального плана, необходимо более детальная их оценка с точки зрения профессиональных экспертов, выявление оставшихся «узких» мест и конкретизация общих деклараций.
Наиболее актуальные вопросы развития системы теплоснабжения Рязани, которые отражены в генеральном плане, комментирует директор Рязанского филиала ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» С.С. Рычагов.
— Сергей Сергеевич, как генплан разрешает давний спор оппонентов, что перспективнее ТЭЦ или автономные источники?
— Городу жизненно необходимы и централизованные источники – ТЭЦ, и котельные, и другие виды автономной генерации тепла. Вопрос в том, что масштабы развития каждого из направлений должно быть экономически целесообразны и обоснованны с точки зрения интересов городского бюджета, потребителей и, прежде всего населения города. Станция за счет комбинированной выработки продает тепло для города по самым низким тарифам. За счет ТЭЦ и промышленной зоны в «общем котле» фактически дотируется усредненный тариф на тепловую энергию для населения Рязани. Если бы в городе существовали зональные тарифы, которые зависят от источника теплоснабжения, то потребители, ощутили бы на своих кошельках разницу между тарифами от ТЭЦ и котельных. С другой стороны, если виртуально представить, что Ново-Рязанская ТЭЦ перестанет поставлять энергоресурсы городу, то тарифы на тепловую энергию резко возрастут. Поэтому властям и потребителям города Рязани крайне выгодно иметь максимально загруженную централизованную систему теплоснабжения. В ходе прошедшего отопительного сезона рабочая мощность станции достигала 88 процентов и тенденцию роста загрузки ТЭЦ необходимо предусматривать в генеральном плане развития города за счет строительства и подключения новых потребителей. Реализация такой стратегии развития позволит наиболее эффективно использовать потенциал комбинированной выработки энергоресурсов.
Генпланом наконец-то решена судьба многочисленных муниципальных котельных, находящихся на балансе РМПТС, и уже выработавших свой ресурс. Затраты на их эксплуатацию делают невыгодным их дальнейшее использование. Предусмотрено закрытие подвальных котельных и котельных со значительным физическим и моральным износом и перевод их нагрузок по возможности на Ново-Рязанскую и Дягилевскую ТЭЦ. Таких котельных в городе более 2-х десятков. Это стратегическое решение экономически полностью оправдано и позволит значительно сократить бюджетные затраты и повысить надежность и энергобезопасность системы городского теплоснабжения.
— Что в соответствии с генпланом предполагается сделать по приведению ряда участков горячего водоснабжения в городе к существующим санитарным нормам? Речь идет об использовании сетевой воды из системы отопления в бытовых целях.
— По предложению Ново-Рязанской ТЭЦ при обсуждении генплана в него были включены очень важные для населения моменты — это ликвидация открытой схемы водоснабжения в районе Горрощи и Московского шоссе с переводом их на закрытую схему водоснабжения. Это дает возможность населению этих районов использовать более чистую воду для своих бытовых нужд, которая удовлетворяет всем санитарным нормам. Речь идет о горячем водоснабжении домов по улицам Черновицкая, Гагарина, Березовая. Как известно открытая система водоснабжения предполагает использование воды из системы отопления для горячего водоснабжения населения. Такая вода по сути является технической и имеет различные химические добавки. При ликвидации открытой схемы техническая вода, которая циркулирует в системе отопления, не будет использоваться для горячего водоснабжения квартир. Эти проблемы были заложены в ряде районов города исторически при строительстве жилых домов и сетей. Безусловно, такие ставшие архаичными системы горячего водоснабжения нужно скорейшим образом ликвидировать.
— Самая болезненная для населения проблема — это длительное отсутствие горячей воды летом. Что планируется сделать, и как энергетики вместе с властью могут решить эту социально значимую проблему?
— Ново-Рязанская ТЭЦ в настояла на включении в генеральный план разработку комплекса мероприятий по обеспечению перерывов горячего водоснабжения в период ремонтный кампании не более 15 суток в соответствии с установленным нормативом. Это означает, что время отсутствия горячей воды для населения Рязани не должно превышать 15 дней, в течение которых все ответственные коммерческие и муниципальные компании обязаны провести подготовительные работы, опрессовку и ремонты тепловых сетей и оборудования. Ново-Рязанская ТЭЦ технически готова к такому режиму работы, но эти мероприятия должны быть поддержаны и со стороны администрации города, МУП РМПТС, МУП «ЖЭУ», а также филиала ОАО «ТГК-4»—«Рязанская региональная генерация». Возможно, для этого необходимо заключить отдельное соглашение или предусмотреть иную форму договоренности.
Что касается технического аспекта решения проблемы, то главным направлением является оптимизация и согласование ремонтных работ, а также более полное использование резервного оборудования и схем переключения. Например, на Ново—Рязанской ТЭЦ на первом этапе для обеспечения горячего водоснабжения достаточно использования одного деаэратора подпитки теплосети, а на станции их два. Один из них в этот период может находиться в ремонте. Кроме того, от ТЭЦ идет четыре тепломагистрали, которые могут использоваться для горячего водоснабжения города.
Полностью обеспечить город горячей водой можно по двум магистралям, а остальные две могут в это время находиться в ремонте. Здесь транспортирующие компании могут задействовать различные кольцевые схемы подключений, за счет которых вода сможет поступать на большую часть жилых массивов города. То есть, за счет переключений трубопроводов, использования резервного оборудования теплоэлектроцентраль и транспортирующие организации в состоянии сократить сроки ремонтов и отсутствия горячей воды до 15 дней. Несмотря на то, что прошедшим летом городские власти не ставили перед муниципальными предприятиями и энергетиками такой задачи, к соблюдению этого норматива нужно стремиться и совместными усилиями делать нашу жизнь более цивилизованной. Ведь эти задачи определены генеральным планом развития города. В Москве, например, сроки отсутствия горячей воды жестко определены и выдерживаются всеми участниками процесса теплоснабжения.
— Как в генеральном плане развития Рязани отражены перспективы технической модернизации энергосистемы?
— Генеральный план предусматривает строительство новых генерирующих мощностей на действующих ТЭЦ с применением современных технологий — парогазовых циклов. Речь идет об использовании газотурбинных установок. На Ново-Рязанской ТЭЦ в настоящее время идет проработка этих задач, заключен договор с зарубежной консалтинговой компанией, которая подготовила технико-экономическое обоснование проекта, включая затраты, расчет окупаемости. По имеющейся информации, аналогичные проработки в рамках планов по техническому перевооружению ведутся филиалом ОАО «ТГК—4» по Дягилевской ТЭЦ. В 2009—2011 годах на Ново-Рязанской ТЭЦ планируется вести работы по установке газотурбинной установки мощностью 192 мегаватта. Общий объем инвестиций составит около 4,7 млрд. рублей. В результате реализации этого проекта установленная мощность станции вырастет почти на 50 процентов, экономичность при выработке энергоресурсов возрастет не менее чем на 20 процентов. Параллельно необходимо вести работу с поставщиком газового топлива по стратегическому планированию необходимых объемов газа с учетом роста его потребления и загрузке новых мощностей с учетом перспектив роста потребления. Именно поэтому знать основные параметры экономического развития Рязани для нас крайне важно, ведь это определяет гарантии сбыта энергоресурсов в перспективе. Что касается технической части реализации проекта, то пока наши разработчики вынуждены ориентироваться на дорогостоящие импортные парогазовые надстройки, поскольку среди отечественных газовых турбин нет подходящего по параметрам оборудования. К сожалению, пока наша промышленность очень медленно разворачивается к производству современных газовых турбин.
— Реализация генерального плана города предусматривает меры по защите окружающей среды. Какие экологические мероприятия предусмотрены на Ново-Рязанской ТЭЦ?
— С точки зрения экологии для города преимущества ТЭЦ по сравнению с автономными источниками тепла (котельные, индивидуальное поквартирное отопление) очевидны. На городских ТЭЦ благодаря оптимизации технологического процесса удается достичь хороших результатов на этом пути.
На Ново-Рязанской ТЭЦ с 2005 года введено и действует Положение об экологическом и санитарном контроле. На станции ежегодно разрабатываются и выполняются планы природоохранных мероприятий. За счет реализации этих планов в 2007 год по сравнению с 2004—2005 годами выбросы оксидов азота в атмосферный воздух сократились на 12 %, а объем сбрасываемых сточных вод на 25%. В 2006—2007 годах был проведен капитальный ремонт осветлителей воды в химическом цехе, что привело к значительному улучшению качественного состава сточных вод — содержание в них нефтепродуктов снизилось на 36%, железа — на 40%.
Данные многолетнего мониторинга говорят о том, что крупные теплоэлектроцентрали, работающие на газовом топливе, — это экологически чистые предприятия в регионе. Санитарные службы станций в сотрудничестве с территориальным управлением Роспотребнадзора постоянно ведут контроль вредных выбросов и отслеживают уровень загрязнения в санитарной зоне ТЭЦ и городской застройке. Например, на Ново-Рязанской ТЭЦ выбросы уже много лет ни разу не превышали установленных нормативов. Высокие дымовые трубы (высота до 200 метров) и грамотное расположение ТЭЦ с учетом розы ветров обеспечивают минимальное загрязнение воздушного бассейна города. Строительство газораспределительного пункта позволило снизить долю мазута в топливном балансе станции до 0,3% и сократить выбросы сернистого ангидрида и мазутной золы более чем в 100 раз. Пуск нового одиннадцатого котлоагрегата в 2002 году и масштабная модернизация других энергообъектов станции значительно снизили выброс окислов азота.. На вводимом сейчас в эксплуатацию новом мазутном хозяйстве предусмотрен целый комплекс оборудования по защите окружающей среды, полной очистке замазученных стоков. По мнению специалистов реконструкция оборудования, дающая такой экологический эффект, возможна только на крупных ТЭЦ. Это еще раз доказывает преимущества централизованной модели развития теплоснабжения города.
В 2007 году за активное участие в реализации экологических программ и большой объем выполненных природоохранных работ по ходатайству управления природопользования Рязанской области и по решению Оркомитета Третьей Всероссийской конференции «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики» руководство ТЭЦ было награждено Почетной медалью «За отличие в экологической деятельности». В 2008 году на ТЭЦ разрабатывается долгосрочный план природоохранных мероприятий, который определит экологическую стратегию предприятия до 2012 года.
Мнение
Начальник управления энерговодоснабжения администрации г.Рязани В.В.Степанушкин:
— Согласен с позицией директора Ново-Рязанской ТЭЦ о необходимости приоритетного развития централизованного теплоснабжения в Рязани. Мы также отдаем предпочтение централизованному теплоснабжению. Это общепризнанно в мире и у нас как с точки зрения экономичности производства, так и с точки зрения экологии. Вообще мы за то, чтобы в Рязани в целом было только централизованное теплоснабжение, но нужно учитывать целый ряд факторов. К сожалению, не везде в городе мы можем прийти к централизованному теплоснабжению в связи с отставанием развития сетей, инженерной инфраструктуры. Поэтому вынуждены ставить автономные котельные. Что касается подвальных котельных, то их работа сегодня из-за плохого технического состояния и износа сопряжена с нарушениями правил эксплуатации и техники безопасности. В любом случае мы их ликвидируем и это первоочередная задача. Но эти неэффективные источники нужно чем-то заменить. При этом возникают проблемы с прокладкой новых тепловых сетей в эти районы. Например, мы говорим, что подвальные котельные в Московском округе нужно закрывать, но от ТГК-4 слышали, что пока нет возможности строить новые сети и обеспечивать тепловой энергией эти жилые кварталы. Возможно, что в перспективе ТГК-4 будет уделять внимание этим проблемам. Ново-Рязанская ТЭЦ уже ведет строительство в Рязани участков тепловых сетей по своей зоне и эти задачи нужно продолжать реализовывать совместными усилиями. Преимущества централизованного обеспечения теплом тесно увязаны с формированием тарифной политики в городе. Если в городе будет наставлено очень много котельных и индивидуальных источников, то кроме обострения проблем с экологией, мы получим рост тарифов на тепло за счет снижения нагрузки на ТЭЦ. И это ударит не по богатым людям , а по самым обычным горожанам — старикам, пенсионерам. Мы не можем этого допустить.
Генплан развития Рязани, который разработан, является отправной точкой движения вперед. На втором этапе на основе генплана необходимо разработать детальную схему развития системы энергоснабжения города. Тогда будет понятно — в каких районах будет централизованное отопление и тянуть туда трубы, а там, где это будет очень дорого или не возможно вообще — ставить индивидуальные источники тепла. Нужна проработка всех инженерных схем города. И это следует делать с учетом увязки развития мощностей производителей и планов строительства новых микрорайонов, предприятий как потребителей энергоресурсов. Сейчас мы работаем точечно, без учета того, какие дома будут построены через пять лет. Если бы это было сейчас известно, то использовали по диаметру те трубы, которые будут необходимы в перспективе. А сейчас мы не можем закладывать трубопроводы больших диаметров, поскольку скорости подачи тоже не будут соответствовать нормам и мы не сможет соблюдать требуемые гидравлические режимы. Сейчас должны быть запрошены технические условия на присоединение инженерной инфраструктуры от всех источников. В свою очередь ТЭЦ должны знать перспективы роста нагрузок по своим зонам, которые определяются планами строительства жилья и других объектов. Ведь ТЭЦ нужно планировать увеличение своей мощности в рамках реконструкции оборудования. Если этого не делать, то может наступить момент, когда произойдет дисбаланс возможностей поставки и потребностей тепла. Особенно это касается тех районов, где уже есть трудности по обеспечению тепловой энергией. Например уже известно, что городское строительство будет развиваться в сторону д. Дядьково, поэтому уже пора думать о продлении 3-ей и 4-ой тепломагистралей.
Что касается темы минимизации сроков ремонтных работ в летний период, то безусловно их нужно сокращать за счет жесткого соблюдения графиков и мобилизации технических возможностей каждого предприятия — участника процесса теплоснабжения. Тем более, что недавно администрацией города были утверждены городские стандарты обеспечения потребителей теплом и горячей водой. Население вправе при их невыполнении предъявлять претензии и органы власти города будут нести свою долю ответственности за качество коммунальных услуг, превышение сроков отсутствия горячей воды. Но сегодня возникает много объективных проблем с финансированием ремонтов практически у всех производителей тепла, в том числе и у РМПТС. Причины этих проблем во многом обусловлены раздробленностью городской энергосистемы, неплатежами, износом и аварийностью тепловых сетей города. Проблемы долгов РМПТС перед поставщиками тепла нужно скорейшим образом решать. Я уверен, что тогда отопительный сезон начнется своевременно и мы пройдем его уверенно и стабильно.
Мнение
Депутат Рязанской городской Думы И.А.Яшин:
— Ясно, что только комплексное рассмотрение возможностей централизованного и автономного теплоснабжения может решить проблемы обеспечения города теплом. Есть районы в Рязани, куда тянуть сети от ТЭЦ нерентабельно, поскольку существует большое «плечо пробега» и потери на сетях. И тогда приходится строить котельные. Но, если рассматривать экономику комбинированного производства тепла и электрической энергии для потребителей города, коэффициент полезного действия источников и экологию, то целесообразность системы централизованного снабжения очевидны. Концентрировать автономные источники тепла в черте города, где выбросы будут напрямую воздействовать на здоровье населения нельзя. Требования по экологическим нормам в мире становятся все более жесткими и это говорит о безальтернативных преимуществах централизованных поставок тепла. Если рассматривать зарубежный опыт использования тех или иных источников, то все крупнейшие города Европы ориентируются на экплуатацию централизованной системы энергоснабжения.
Но, отдавая приоритет крупным ТЭЦ, качество коммунальных услуг населению не должно снижаться. Задачи исполнительной власти и энергетиков по сокращению сроков летних ремонтных работ и отсутствия горячей воды должны быть первостепенными. Нужно, чтобы периоды ремонтов были едиными для всех предприятий энергосистемы, предприятий жилищного хозяйства в городе Рязани и составляли не более 10—15 дней. Важным условием для соблюдения таких сроков является хорошее техническое состояние теплосетей и оборудования. Поэтому нужно заниматься модернизацией, снижением уровня износа энергетических коммуникаций и мощностей, а управляющим жилищным фондом организациям минимизировать потери тепла на внутридомовых сетях и потери в самом жилищном фонде.
В Рязани есть и другие проблемы горячего водоснабжения. Я, как депутат, постоянно сталкиваюсь с жалобами по проблемам открытого водоразбора. Ряд домов, в Горроще, пос. Строитель, в Московоском округе исторически были построены без отдельной прокладки трубопроводов для горячего водоснабжения. И люди вынуждены использовать горячую воду из системы теплоснабжения на бытовые нужды. Это приводит к многочисленным проблемам – кожным заболеваниям и аллергическим реакциям. В ряде случаев этот водоразбор носит самовольный характер, когда жильцы делают врезки для слива воды из теплосетей на бытовые цели.
В результате тепловые станции несут дополнительные свехлимитные потери на подпитку теплосетей.. Безусловно, пути ликвидации открытого водоразбора в городе должны быть найдены и финансировать прокладку трубопроводов горячего водоснабжении, на мой взгляд, должен городской бюджет. До настоящего времени денег на эти цели государство не выделяло, собственники квартир тоже не в состоянии оплатить строительство сетей горячего водоснабжения. Считаю, что новая исполнительная власть в Рязани должна обратить на это внимание.
Генеральный план развития города, в том числе раздел по развитию теплоснабжения носит слишком общий характер и все больше напоминает «мертворожденное дитя». Он не определяет конкретно использование видов теплоснабжения на перспективных для застройки участках. Документы, которые регламентируют его реализацию, на данный момент отсутствуют. Необходимы правила землепользования и застройки территории, схемы развития инженерных коммуникаций. То есть нужно разрабатывать полный пакет документов, необходимых для реализации генерального плана развития города, и закладывать в бюджете города средства на их разработку.
А пока под формулировкой «в виду отсутствия правил землепользования и застройки территории в г. Рязани» идет хаотичная застройка города, протаскиваются сомнительные проекты, в которых по существу полностью отсутствует возможность финансирования необходимых объектов социальной сферы. Вспомните, когда в городе в последний раз были введены в эксплуатацию школа, детский сад, лечебное заведение или объект культурно—досугового назначения, (развлекательные центры я к ним не отношу), не говоря уже о стадионах, клубах по месту жительства?
Из-за отсутствия согласованных планов вновь построенные дома в спешке присоединяются к уже перегруженным сетям, а в худшем случае — сам застройщик решает какой вариант энергоснабжения объектов ему выбрать. И нередко даже при близком расположении теплосетей, строятся автономные котельные. Самый больной вопрос — кто будет платить за инженерную подготовку выделенных под застройку участков. На мой взгляд, это должен делать городской бюджет, а потом уже продавать эти участки по конкурсу застройщикам с готовыми в коммуникациями с учетом произведенных затрат.
Только при таких подходах возможно профессиональное планирование развития системы теплоснабжения и городского хозяйства Рязани в целом.
Опубликовано в газете «Рязанские ведомости» от 18 сентября 2008 года